ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Формирование навыков пищевого поведения у детей (памятка для родителей)

Культура питания, ровно, как и многие другие навыки, формируется, в первую очередь, у ребенка под влиянием родителей и других значимых членов семьи.

В основе нарушения пищевого поведения три фактора:

1. Генетический (особенности темперамента/нервной системы);

2. Микросоциум (внутрисемейные отношения, традиции и привычки, которые формируются в семье под влиянием взрослых);

3. Макросоциум (мода, отношение друзей, окружающих людей).

На что важно обратить внимание родителям при формировании пищевых привычек:

  1. Разделение ответственности за пищевое поведение:
  • Родитель отвечает за то:

1. Что ребенку есть (составляет меню);

2. Где ребенку есть (организация места и пространства);

3. Когда ребенку есть (регулярные в установленное время приемы пищи).

  • Ребенок отвечает за:

1. Свое желание поесть (не стоит ребенка заставлять есть, если он этого не хочет);

2. За количество еды, которое хочет съесть (не обвинять в большем количестве съеденного во время организованного взрослым прима пищи, так же как и заставлять съесть больше, чем ребенок съел (доесть)).

  • Обстановка за столом:
  • Приятная беседа, где ребенок на равных;
  • Участие ребенка в приготовлении еды или сервировке;
  • Общие блюда, с которых ребенок может сам выбрать еду и положить нужное себе количество на свою тарелку;
  • Проявлять интерес к ребенку, но не к его еде;
  • Демонстрировать аппетит и вашу собственную любовь к еде;
  • Детям до 3-х лет важно играть с едой (подстелите клеенку под стул).
  • Обстановка вокруг еды:
    • Навыки осознанности во время еды:
    • замедление (есть не ведущей рукой, палочками для еды, общаться во время еды);
    • внимание ко вкусам и текстурам еды (обсуждать вкусы, играть в дегустаторов, оценивать еду по 10-балльной шкале, играть в «угадай продукт»;
    • внимание к процессу еды (откуда эта еда? Как она выросла, в какой стране, кто ее собирал, кто и как готовил? Благодарность за эту еду)
      внимание к сигналам голода и сытости (что говорит твой животик? Он уже наелся? На сколько баллов из 10ти?). Приготовление блюд разных кухонь народов мира вместе, изучение традиций этих стран, связанных с едой.
  • Эмоции и еда:
  • Ребенок может просить еды, чтобы получить ваше внимание, отвлечься от скуки, снизить уровень тревоги и т.д.;
  • Необходимо учить ребенка понимать, что с ним происходит: «ты хочешь поесть или моего внимания? Ты хочешь есть или тебе скучно? А что говорит твой животик?»;
  • Выстроить план питания: 3 основных приема еды и два перекуса между ними (интервал между приемами пищи не больше 2,5 – 3 часов);
  • Основные приемы еды: сложные углеводы, фрукты или овощи, белки и жиры.
  • Как развить нарушения пищевого поведения у ребенка:
  • Ограничивать жестко в еде или выборе продуктов/количестве продуктов (сажать его на диету);
  • Заменять эмоциональную регуляцию едой (тебе грустно – держи конфетку, скучно – держи конфетку, мне нужно мое время – на печенку и т.д.);
  • Комментировать вес ребенка, его внешность (ты толстенький, ты у нас пухленький, ты слишком худенький и т.д.);
  • Не обучать ребенка навыкам эмоциональной регуляции (оставлять ребенка одного с его грустью, тревогой, злостью – даже на вас).

Правильные пищевые привычки имеют важное значение в становлении личности, ее физического и психического здоровья.  Закладывая и развивая навыки культуры питания у ребенка, родитель, тем самым, способствует формированию большого количества значимых ее характеристик: от самооценки до навыков саморегуляции.


Типы нарушения пищевого поведения

Экстернальное пищевое поведение

Экстернальное расстройство питания формируется под воздействием практически незаметных факторов. Среди них выделяют доступность определенной пищи, мнение окружающих о выбранной еде, поведение в компании людей.

  • обязательно кушать в компании – расстройство проявляется невозможностью сказать «нет», когда предлагают поесть даже при отсутствии аппетита, причем, на столе может не быть любимых блюд;
  • переедание за столом – для многих налаживание питания во время застолья представляет огромную проблему, ведь нужно попробовать все угощения на праздничном столе;
  • постоянные попытки наесться «впрок» – сложно перенести время приема пищи на позднее, частые перекусы;
  • страх не успеть съесть что-то вкусное – такое поведение человека часто встречается в многодетных семьях. Ребенок знает, что оставленная на потом еда исчезнет. В итоге привычка закрепляется даже при самостоятельном проживании.

Эмоциогенное пищевое поведение

Эмоциональные факторы серьезно влияют на налаживание пищевого поведения. Например, проблемы и стресс могут «заедаться», в этом случае еда становится лечением грусти, скуки, способом утешения.

Не менее сложно налаживание пищевого поведения, когда с помощью угощений себя награждают за успехи, хорошие события или даже окончание недели. Распространено и импульсивное переедание при колебаниях настроения. Причиной нарушения нормального графика питания может стать неприятный звонок, ссора или даже просмотр грустного фильма.

Важна коррекция питания и при отказе от пищи из-за сильных эмоций. Иногда человек не может есть несколько дней, испытывает сильное отвращение даже к любимым продуктам. Налаживание нормального графика может занять несколько недель.

Ограничительное пищевое поведение

Ограничительный тип пищевых расстройств касается выбора блюд и количества еды. В такой ситуации налаживание здоровых привычек идет очень сложно, потому что осознание часто приходит после развития серьезного заболевания.

Стоит выделить такие нарушения:

анорексия и булимия – отказ от питания или неконтролируемое переедание с последующим устранением пищи из организма являются двумя пограничными состояниями, когда становится необходимым налаживание восприятия себя и серьезная помощь врача-психиатра.

невозможность остановиться – легко набирается лишний вес, зачастую механизм насыщения нарушен, чтобы наладить схему питания нужно разобраться именно с этой проблемой;

очень строгая коррекция питания – человек не прислушивается к потребностям организма, выбирая еду исходя из диет, модных тенденций или зачастую неправильных представлений о здоровой пище;

бесконечные диеты – вес постоянно прыгает, возникает расстройство обмена веществ;


Здоровое питание школьника

Обычно мамы ответственно подходят к питанию малышей, стараясь выполнять все рекомендации педиатров. Но ребенок растет, идет в школу, и многие родители начинают легкомысленнее относиться к тому, что, когда и как он ест. Они считают, что ребенок уже достаточно взрослый и особого меню ему не требуется.

Школа – большая нагрузка для детского организма, и физическая, и психологическая, и интеллектуальная. И школьнику как никогда необходимо питаться таким образом, чтобы восполнить все энергозатраты.

К тому же правильное, сбалансированное питание – это залог здоровья ребенка, причем не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым. Не секрет, что многие заболевания желудочно-кишечного тракта берут начало в детстве, когда из-за беспорядочного питания ребенок уже со школы получает хронический гастрит.


Рацион питания в значительной степени определяет здоровье населения, рост его численности и развитие. За последнее десятилетие повысились темпы изменений в рационе питания и образе жизни населения, вызванные индустриализацией, урбанизацией, экономическим развитием рынка. Это оказало значительное влияние на качество рациона и  на здоровье населения Беларуси. И хотя в целом уровень жизни повысился, продукты питания стали доступней и разнообразней, тем не менее, это привело к существенным проблемам, вызванным неправильным питанием, снижением физической активности населения, а также сопутствующему всему этому росту хронических заболеваний, причины которых связаны с несбалансированным рационом питания.

Особенно вызывает опасения наметившаяся в последние годы тенденция к снижению физической активности населения, ведению малоподвижного образа жизни, вызванная в частности наличием автотранспорта, использованием бытовых приборов, позволяющих снизить трудоемкость работы на дому, свертыванием рабочих мест, требующих ручного физического труда, и досугом, который преимущественно представляет собой времяпрепровождение, не связанное с физической активностью.

Вследствие вышеперечисленных изменений в образе жизни и рационе питания населения существенно возрастает риск развития неинфекционных болезней, таких как заболевания сердечно-сосудистой системы, артериальная гипертензия, инсульты, сахарный диабет, ожирение. Все это является причинами нетрудоспособности и преждевременной смертности населения.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, связанных с неправильным рационом питания, необходимо придерживаться простых принципов здорового питания, определенных Всемирной организацией здравоохранения:

1. Здоровое сбалансированное питание основывается на разнообразных продуктах преимущественно растительного, а не животного происхождения.

2.  Разнообразные овощи и фрукты нужно употреблять несколько раз в день (около 500 граммов). Необходимо отдавать предпочтение продуктам «местного» производства.

3.  Молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт) необходимы в ежедневном рационе.

4.  Заменить мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или постные сорта мяса. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими.

5.  Контролировать поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности) и заменить животный жир на жир растительных масел.

6.  Ограничить потребление сахара: сладостей, кондитерских изделий.

7.  Общее потребление соли, с учетом соли, содержащейся в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать одной чайной ложки в день. Рекомендуется использовать йоди-рованную соль.

8.  Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.

9. Приготовление пищи на пару, варка, запекание или обработка в микроволновой печи уменьшает количество жира в готовых блюдах. Следует избегать многократного разогрева пищи, так как в ней не только разрушается часть витаминов и других важных веществ, но и образуются новые, чаще токсические компоненты, провоцирующие заболевания кишечника и печени. В процессе приготовления не следует переваривать и пережаривать пищу. Лучше, если овощи (за исключением картофеля и свеклы) будут вариться или тушиться 5-10 мин. Это сохранит в них питательные и биологически активные вещества.

Важно помнить, что сбалансированный рацион питания является неотъемлемой частью укрепления и поддержания здоровья человека на протяжении всей его жизни.