Формирование навыков пищевого поведения у детей (памятка для родителей)
Культура питания, ровно, как и многие другие навыки, формируется, в первую очередь, у ребенка под влиянием родителей и других значимых членов семьи.
В основе нарушения пищевого поведения три фактора:
1. Генетический (особенности темперамента/нервной системы);
2. Микросоциум (внутрисемейные отношения, традиции и привычки, которые формируются в семье под влиянием взрослых);
3. Макросоциум (мода, отношение друзей, окружающих людей).
На что важно обратить внимание родителям при формировании пищевых привычек:
- Разделение ответственности за пищевое поведение:
- Родитель отвечает за то:
1. Что ребенку есть (составляет меню);
2. Где ребенку есть (организация места и пространства);
3. Когда ребенку есть (регулярные в установленное время приемы пищи).
- Ребенок отвечает за:
1. Свое желание поесть (не стоит ребенка заставлять есть, если он этого не хочет);
2. За количество еды, которое хочет съесть (не обвинять в большем количестве съеденного во время организованного взрослым прима пищи, так же как и заставлять съесть больше, чем ребенок съел (доесть)).
- Обстановка за столом:
- Приятная беседа, где ребенок на равных;
- Участие ребенка в приготовлении еды или сервировке;
- Общие блюда, с которых ребенок может сам выбрать еду и положить нужное себе количество на свою тарелку;
- Проявлять интерес к ребенку, но не к его еде;
- Демонстрировать аппетит и вашу собственную любовь к еде;
- Детям до 3-х лет важно играть с едой (подстелите клеенку под стул).
- Обстановка вокруг еды:
- Навыки осознанности во время еды:
- замедление (есть не ведущей рукой, палочками для еды, общаться во время еды);
- внимание ко вкусам и текстурам еды (обсуждать вкусы, играть в дегустаторов, оценивать еду по 10-балльной шкале, играть в «угадай продукт»;
- внимание к процессу еды (откуда эта еда? Как она выросла, в какой стране, кто ее собирал, кто и как готовил? Благодарность за эту еду)
внимание к сигналам голода и сытости (что говорит твой животик? Он уже наелся? На сколько баллов из 10ти?). Приготовление блюд разных кухонь народов мира вместе, изучение традиций этих стран, связанных с едой.
- Эмоции и еда:
- Ребенок может просить еды, чтобы получить ваше внимание, отвлечься от скуки, снизить уровень тревоги и т.д.;
- Необходимо учить ребенка понимать, что с ним происходит: «ты хочешь поесть или моего внимания? Ты хочешь есть или тебе скучно? А что говорит твой животик?»;
- Выстроить план питания: 3 основных приема еды и два перекуса между ними (интервал между приемами пищи не больше 2,5 – 3 часов);
- Основные приемы еды: сложные углеводы, фрукты или овощи, белки и жиры.
- Как развить нарушения пищевого поведения у ребенка:
- Ограничивать жестко в еде или выборе продуктов/количестве продуктов (сажать его на диету);
- Заменять эмоциональную регуляцию едой (тебе грустно – держи конфетку, скучно – держи конфетку, мне нужно мое время – на печенку и т.д.);
- Комментировать вес ребенка, его внешность (ты толстенький, ты у нас пухленький, ты слишком худенький и т.д.);
- Не обучать ребенка навыкам эмоциональной регуляции (оставлять ребенка одного с его грустью, тревогой, злостью – даже на вас).
Правильные пищевые привычки имеют важное значение в становлении личности, ее физического и психического здоровья. Закладывая и развивая навыки культуры питания у ребенка, родитель, тем самым, способствует формированию большого количества значимых ее характеристик: от самооценки до навыков саморегуляции.
Типы нарушения пищевого поведения
Экстернальное пищевое поведение
Экстернальное расстройство питания формируется под воздействием практически незаметных факторов. Среди них выделяют доступность определенной пищи, мнение окружающих о выбранной еде, поведение в компании людей.
- обязательно кушать в компании – расстройство проявляется невозможностью сказать «нет», когда предлагают поесть даже при отсутствии аппетита, причем, на столе может не быть любимых блюд;
- переедание за столом – для многих налаживание питания во время застолья представляет огромную проблему, ведь нужно попробовать все угощения на праздничном столе;
- постоянные попытки наесться «впрок» – сложно перенести время приема пищи на позднее, частые перекусы;
- страх не успеть съесть что-то вкусное – такое поведение человека часто встречается в многодетных семьях. Ребенок знает, что оставленная на потом еда исчезнет. В итоге привычка закрепляется даже при самостоятельном проживании.
Эмоциогенное пищевое поведение
Эмоциональные факторы серьезно влияют на налаживание пищевого поведения. Например, проблемы и стресс могут «заедаться», в этом случае еда становится лечением грусти, скуки, способом утешения.
Не менее сложно налаживание пищевого поведения, когда с помощью угощений себя награждают за успехи, хорошие события или даже окончание недели. Распространено и импульсивное переедание при колебаниях настроения. Причиной нарушения нормального графика питания может стать неприятный звонок, ссора или даже просмотр грустного фильма.
Важна коррекция питания и при отказе от пищи из-за сильных эмоций. Иногда человек не может есть несколько дней, испытывает сильное отвращение даже к любимым продуктам. Налаживание нормального графика может занять несколько недель.
Ограничительное пищевое поведение
Ограничительный тип пищевых расстройств касается выбора блюд и количества еды. В такой ситуации налаживание здоровых привычек идет очень сложно, потому что осознание часто приходит после развития серьезного заболевания.
Стоит выделить такие нарушения:
анорексия и булимия – отказ от питания или неконтролируемое переедание с последующим устранением пищи из организма являются двумя пограничными состояниями, когда становится необходимым налаживание восприятия себя и серьезная помощь врача-психиатра.
невозможность остановиться – легко набирается лишний вес, зачастую механизм насыщения нарушен, чтобы наладить схему питания нужно разобраться именно с этой проблемой;
очень строгая коррекция питания – человек не прислушивается к потребностям организма, выбирая еду исходя из диет, модных тенденций или зачастую неправильных представлений о здоровой пище;
бесконечные диеты – вес постоянно прыгает, возникает расстройство обмена веществ;
Здоровое питание школьника
Обычно мамы ответственно подходят к питанию малышей, стараясь выполнять все рекомендации педиатров. Но ребенок растет, идет в школу, и многие родители начинают легкомысленнее относиться к тому, что, когда и как он ест. Они считают, что ребенок уже достаточно взрослый и особого меню ему не требуется.
Школа – большая нагрузка для детского организма, и физическая, и психологическая, и интеллектуальная. И школьнику как никогда необходимо питаться таким образом, чтобы восполнить все энергозатраты.
К тому же правильное, сбалансированное питание – это залог здоровья ребенка, причем не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым. Не секрет, что многие заболевания желудочно-кишечного тракта берут начало в детстве, когда из-за беспорядочного питания ребенок уже со школы получает хронический гастрит.
Рацион питания в значительной степени определяет здоровье населения, рост его численности и развитие. За последнее десятилетие повысились темпы изменений в рационе питания и образе жизни населения, вызванные индустриализацией, урбанизацией, экономическим развитием рынка. Это оказало значительное влияние на качество рациона и на здоровье населения Беларуси. И хотя в целом уровень жизни повысился, продукты питания стали доступней и разнообразней, тем не менее, это привело к существенным проблемам, вызванным неправильным питанием, снижением физической активности населения, а также сопутствующему всему этому росту хронических заболеваний, причины которых связаны с несбалансированным рационом питания.
Особенно вызывает опасения наметившаяся в последние годы тенденция к снижению физической активности населения, ведению малоподвижного образа жизни, вызванная в частности наличием автотранспорта, использованием бытовых приборов, позволяющих снизить трудоемкость работы на дому, свертыванием рабочих мест, требующих ручного физического труда, и досугом, который преимущественно представляет собой времяпрепровождение, не связанное с физической активностью.
Вследствие вышеперечисленных изменений в образе жизни и рационе питания населения существенно возрастает риск развития неинфекционных болезней, таких как заболевания сердечно-сосудистой системы, артериальная гипертензия, инсульты, сахарный диабет, ожирение. Все это является причинами нетрудоспособности и преждевременной смертности населения.
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, связанных с неправильным рационом питания, необходимо придерживаться простых принципов здорового питания, определенных Всемирной организацией здравоохранения:
1. Здоровое сбалансированное питание основывается на разнообразных продуктах преимущественно растительного, а не животного происхождения.
2. Разнообразные овощи и фрукты нужно употреблять несколько раз в день (около 500 граммов). Необходимо отдавать предпочтение продуктам «местного» производства.
3. Молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт) необходимы в ежедневном рационе.
4. Заменить мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или постные сорта мяса. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими.
5. Контролировать поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности) и заменить животный жир на жир растительных масел.
6. Ограничить потребление сахара: сладостей, кондитерских изделий.
7. Общее потребление соли, с учетом соли, содержащейся в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать одной чайной ложки в день. Рекомендуется использовать йоди-рованную соль.
8. Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.
9. Приготовление пищи на пару, варка, запекание или обработка в микроволновой печи уменьшает количество жира в готовых блюдах. Следует избегать многократного разогрева пищи, так как в ней не только разрушается часть витаминов и других важных веществ, но и образуются новые, чаще токсические компоненты, провоцирующие заболевания кишечника и печени. В процессе приготовления не следует переваривать и пережаривать пищу. Лучше, если овощи (за исключением картофеля и свеклы) будут вариться или тушиться 5-10 мин. Это сохранит в них питательные и биологически активные вещества.
Важно помнить, что сбалансированный рацион питания является неотъемлемой частью укрепления и поддержания здоровья человека на протяжении всей его жизни.